Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 40 человек

Саветы настаўніка-дэфектолага

Дата: 14 апреля 2016 в 22:36
Автор: Коваль А. В.

     https://content.schools.by/sad1mosty/library/апапа.png

Некоторые родители, к своему счастью, даже не знают, для чего нужен дефектолог.  А родителям детей, имеющих отклонения в развитии, пришлось тесно соприкоснуться с наукой дефектологией и познакомиться со специалистами этой области.

  Педагог-дефектолог и учитель-логопед - это специалист широкого профиля, который работает со всеми видами нарушений речи и развитием умственных способностей у детей.

  В широком понимании дефектологом является специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих отклонения в своем развитии. В узком смысле дефектолог – это коррекционный педагог.

      В нашем учреждении воспитанникам с речевыми нарушениями оказывается коррекционная помощь в условиях  пункта коррекционно-педагогической помощи (ПКПП) или в специальной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

    В ПКПП зачисляются воспитанники с несложными речевыми нарушениями: 

- дислалия  (нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата),  

-НВОНР, ОНР( речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте).

   Деятельность ПКПП направлена на решение 3-х основных задач:

  • выявления детей 4-6 лет, имеющих речевые нарушения;

  • коррекции речевых нарушений;

  • профилактики возникновения речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Коррекционные занятия в ПКПП направлены на решение следующих задач:

  1. развитие артикуляционной моторики;

  2. развитие мелкой моторики и координации движений;

  3. формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;

  4. обогащение словарного запаса;

  5. формирование грамматического строя речи;

  6. формирование связной речи в соответствии с возрастной нормой.

 

    В специальной группе реализуется образовательная программа специального образования: «ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ» (Авторы-составители: Кислякова Ю.Н, Мороз Л.Н.)

    В специальную группу для детей с ТНР, как и в ПКПП, принимаются воспитанники на основании:

  • заявления законного представителя воспитанника;

  • заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

    Наполняемость групп определяется в соответствии с пунктами 10–14 статьи 268 Кодекса Республики Беларусь об образовании и составляет для детей с ТНР в возрасте от 3 до 8 лет – 12 воспитанников.

    Организация образовательного процесса в специальной группе носит коррекционную направленность и организуется с учетом структуры нарушений и возраста воспитанников на основании соответствующих учебных планов и учебных программ.

    Проведение занятий осуществляется преимущественно в первую половину дня.

    Учитель-дефектолог проводит следующие виды занятий:
- занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной устной речи,
- занятия по формированию произносительной стороны речи,
- занятия по обучению грамоте (в старшей группе).

    Воспитатель решает следующие коррекционно-развивающие задачи:

- коррекция особенностей развития сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер, обусловленных речевым нарушением;

- актуализация и закрепление речевых навыков, социально-бытового опыта на занятиях и в свободной деятельности.

   Речевой материал, изученный на занятиях с учителем-дефектологом, закрепляется на других занятиях (элементарные математические представления, искусство рисование, лепка, аппликация, конструирование, музыкальном и физкультурном занятии и др.), в играх (дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных и др.). 

 Практика показывает, что для полноценного речевого развития дошкольников необходимо тесное взаимодействие с родителями воспитанников, посещающих дошкольное учреждение. Труд родителей по преодолению речевых нарушений у воспитанников незаменим!

 

 

Советы дефектолога родителям

1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

2. Говорите спокойно, в нормальном темпе, с интонацией.

3. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 – 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

4. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте «Что он делает?» вместо «Он играет?». Если ребенок затрудняется в ответе, задавая вопрос, используйте слово «или». Например: «Мальчик прыгает или бегает».

5. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

6. Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают. Скажите ребенку: «Послушай, как лает собака, а вот шумит ветер» и т.д. А потом спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листвы, журчание ручейка и т.д.

7. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще. При затруднениях, задавайте ребенку наводящие вопросы.

8. Если ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.

9. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.

10. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание. Не забывайте: Учите ребенка, играя с ним. Ваш ребенок самый замечательный! 

 

 

Обучающий тренинг

"Артикуляционная гимнастика"

Проводить артикуляционную гимнастику с ребёнком необходимо ежедневно по несколько минут (3-7).

Выполняется артикуляционная гимнастика сидя или стоя перед зеркалом. 

Проводить упражнения нужно систематически, только тогда будет достигнут нужный эффект.

артикуляционная гимнастика- Бегемот

артикуляционная гимнастика- Варенье

артикуляуионная гимнастика- Дятел

артикуляционная гимнастика- Заведи мотор

артикуляционная гимнастика- Чашка

артикуляционная гимнастика- Чашка и блюдце

артикуляционная гимнастика -Змейка и камень

артикуляционная гимнастика- Кошка

артикуляционная гимнастика - Лошадка

артикуляционная гимнастика- Лягушка и слон

артикуляционная гимнастика- Лягушка

артикуляционная гимнастика- Парус

артикуляционная гимнастика- Расческа

артикуляционная гимнастика- Футбол

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.